Почему растягивается цепь мотоцикла

Почему растягивается цепь

Вопрос о причинах растяжения цепей у мотоциклистов поднимается довольно часто. Несмотря на большое количество дискуссий на форумах и статей, тема остается актуальной. Зачастую можно услышать мнение, что «это китайская подделка». Но как объяснить растяжение цепи от известного производителя? Если она оригинальная, разве можно назвать её китайской подделкой?

Итак, из-за чего же происходит растяжение цепи?
  1. Конструкция роликовой цепи и её уязвимые места.
  2. Цепной привод мотоцикла.
  3. Специфика эксплуатации мотоциклов.
  4. Своевременная регулировка цепного натяжения.
  5. Обслуживание цепи мотоцикла

Конструкция роликовой цепи и её уязвимые места

Мы уже обсуждали устройство приводной роликовой цепи поэтому здесь отметим только основные аспекты.Роликовая цепь содержит внешние и внутренние звенья. Внутренние звенья включают внутренние пластины и втулки, запрессованные между ними. Внешние звенья состоят из внешних пластин и валиков. Свободное движение звеньев обеспечивается вращением валика внутри втулки, а сам ролик, размещённый на втулке, вращается, позволяя цепи скользить по звёздочке.

Срок службы цепи зависит от качества соединений в её звеньях:

  • Чем выше качество запрессовки (исключена подвижность) между втулкой и внутренней пластиной, а также между валиком и внешней пластиной, тем менее вероятно растяжение цепи.
  • Чем лучше смазочный материал валика в втулке, тем меньше нагрев и износ элементов цепи.

При наличии смазки звено сохраняет оптимальную подвижность. Однако, если втулка начинает проворачиваться во внутренней пластине или валик во внешней, то возникает трение, что приводит к нагреву и ускоренному износу. Эти области становятся уязвимыми.

 

Важно отметить, что чем обширнее площадь контакта пластины и валика (размеры валика и ширина пластины), тем ниже вероятность проворачивания.

С течением времени металл изнашивается, и увеличивающиеся отверстия в пластинах приводят к удлинению цепи. Увеличение диаметра отверстий всего на 0,1 мм на 100 звеньях увеличит длину цепи на 5 мм. Без смазки, некачественная клепка валиков и неправильная запрессовка втулок также способствуют этому процессу. Использование качественного металла и специализированные технологии упрочнения помогают снизить риск преждевременного износа.

Итак, удлинение цепи происходит по причине постепенного износа элементов цепи. Но это происходит медленно.

Цепь мотоцикла при неравномерном растяжении в натянутом состоянии

Фрагмент комментария на форуме

Цепной привод мотоцикла

Цепная передача у мотоцикла является одним из самых распространенных способов передачи движения на мотоциклах, но приводит к ряду сложностей. В отличие от неподвижных машин, мотоциклы имеют подвижное заднее колесо, закреплённое на маятнике. Из-за этого натяжение цепи изменяется в зависимости от положения маятника. При неравномерных нагрузках на задний амортизатор, а также при езде по сложным маршрутам, могут образовываться временные моменты перенатяжения цепи, что приводит к неравномерному износу.

Поэтому корректная регулировка натяжения цепи, особенно новой, становится критически важной для предотвращения растяжения. Перетянутая цепь всегда вызывает неравномерное растяжение из-за различия в износе.

Цепь мотоцикла при неравномерном растяжении в натянутом состоянии

Цепь мотоцикла при неравномерном растяжении. Натянутое состояние

Цепь мотоцикла при неравномерном растяжении в натянутом состоянии

Цепь мотоцикла при неравномерном растяжении. Ослабленное состояние

Особенности эксплуатации мотоциклов

Фраза «Какой русский не любит быстрой езды?» знакома многим. Но что происходит с цепью, при резком разгоне мотоцикла?

Когда мотоцикл статичен, его колеса имеют две точки контакта с землёй. При включении передачи и отпускании сцепления ведущая звёздочка начинает вращаться, в то время как ведомая остаётся неподвижной. Это вызывает резкое натяжение цепи. Внешние пластины, тянущие валик, создают выработку в местах соединения, увеличивая длину приводной цепи.

Так же и резкое увеличение газа приводит к усиленному износу цепи. Чем выше износ сочленений, тем больше повреждений наносит каждое резкое движение и ускорение, тем быстрее растягивается цепь.

Стиль вождения владельца мотоцикла влияет на степень износа цепи: резкие старты и агрессивная езда увеличивают нагрузку на цепь. Производители цепей предлагают таблицы соответствия цепей объёмам двигателей, но это всего лишь ориентир, и стоит учитывать, что достаточно агрессивные сцепления требуют намного более прочных цепей.

 

Своевременная регулировка цепи мотоцикла

Как правильно регулировать натяжение цепи? Об этом написано множество статей, и рекомендуется ориентироваться на руководство по эксплуатации конкретного мотоцикла. Правильная регулировка важна, потому что она помогает избежать износа зубьев звезд, который возникнет из-за неправильного натяжения, что, в свою очередь, ведёт к ещё большему растяжению и износу цепи.

При замене растянувшейся цепи также важно сменить звёздочки, так как они, вероятнее всего, тоже от части износились.

 

 Обслуживание цепи мотоцикла

 

Чтобы цепь мотоцикла долго служила, её следует обслуживать каждые 500–2000 км. Это включает в себя очищение от загрязнений, которые усиливают износ, и регулярную смазку. Отсутствие смазки и грязь ускоряют процесс растяжения цепи.

Пример натяжения цепи 1

Пример 1

Пример натяжения цепи 2

Пример 2

Мы поискали варианты инструкций по натяжению цепи. Вот 2 примера. Какой из них ваш?

В заключение, качественная и дорогая цепь, определённо, может прослужить долго, но только при условии правильного обслуживания и соблюдения правил эксплуатации. Цепь более дешёвого сегмента также может прослужить свои гарантированные километры, если её установить и отрегулировать в соответствии с инструкцией, а также если её периодически чистить и смазывать.

Популярные цепи
Цепь 520H 104 звена

Цепь 520H 104 звена на мотоцикл ИЖ

Подробнее о цепи