Сальниковая цепь, ее отличия и преимущества

Как это ни странно, но часто задается вопрос: «Что такое сальниковая цепь и чем она отличается от цепи без сальников?» Попробуем разобраться с этим вопросом, чтобы у тех, кто хочет купить сальниковую или обычную цепь, было четкое понимание: что и как выбрать.

Какую цепь выбрать?

Особенности конструкции и применения сальниковых цепей

Любое развитие и прогресс приводят к появлению новых видов и вариаций, и в зависимости от назначения используются как старые, так и новые виды, процессы и оборудование. Это нормальный процесс развития. Важно лишь правильно использовать имеющиеся возможности. Это утверждение касается и такой проблемы, как выбор приводной цепи, особенно это актуально при выборе цепи для мотоцикла и другой мототехники.

Что такое сальник и зачем он нужен

Сальник как часть конструкции узлов в технике используется уже давно, а вот в конструкции роликовой цепи он стал применяться относительно недавно. Сальник (в технике) – это специальное уплотнение в узле, которое используется для уплотнения зазоров, в том числе между подвижными элементами, и удержания жидкости (смазки) в полости.

Сегодня корректнее использовать термин «сальниковое уплотнение», а слово «сальник» скорее является жаргонизмом, сохранившимся со времен, когда сальником называли льняную или джутовую пеньку, пропитанную жиром, которая применялась для уплотнения зазоров. В настоящее время в промышленности для сальникового уплотнения используются другие материалы, в том числе маслоуплотнительные кольца.

В одной из своих статей мы рассматривали конструкцию роликовой цепи (смотрите «Размеры приводной роликовой цепи и ее конструкция»). Кратко повторимся:

  • роликовая цепь состоит из внутренних и внешних звеньев, в которых, соответственно, есть внутренние и внешние пластины;
  • внутренние и внешние звенья соединены посредством валика и втулки (валик закреплен во внешних пластинах, а втулка – во внутренних);
  • ролик – крутящийся элемент, который контактирует со звездочками и снижает нагрузку на втулку.

Таким образом, при работе стандартной роликовой цепи основные потери КПД и износ частей цепи происходят:

  • при трении втулки с валиком,
  • при трении между пластинами,
  • при трении ролика и втулки.
  • Для снижения трения используется смазка цепи, которая должна периодически проводиться для увеличения срока службы цепи.

    Концепция конструкции сальниковой цепи заключается в предотвращении вытекания смазки из полости между двумя основными контактирующими элементами: валика и втулки. Смазка между валиком и втулкой в заводских условиях нагнетается при сборке цепи. Между внутренней и внешней пластинами помещается сальник – маслоуплотнительное кольцо. В результате снижается контакт внешней и внутренней пластин. Результатом такого подхода и конструкции цепи является увеличение срока ее службы.

    Виды сальников в сальниковой цепи

    Преимущество сальниковой цепи, которое заключается в уплотнении зазора и удержании смазки, имеет и один недостаток – это трение кольца между пластинами. По этой причине возникает необходимость снижения трения, но удержания смазки, при этом нужно было избежать риска повреждения уплотнительного кольца.

    Для этой цели производителями цепей разрабатываются различные виды сальниковых колец по поперечному сечению. Самым первым видом таких колец было кольцо круглого сечения (O-Ring). Такое кольцо имеет одну широкую точку соприкосновения с пластинами. O-образное сечение (O-Ring) хорошо удерживает смазку между втулкой и валиком, но при повреждении кольца смазка может вытечь.

    Другим распространенным видом профиля кольца является X-образное кольцо (X-Ring), при котором каждая пластина имеет две контактные точки, но меньшей площадью. Благодаря такому подходу достигается и меньшее трение, и лучшая изоляция смазки, и остается запас при риске повреждения. Если повреждается внешняя часть кольца, то внутренняя ее часть продолжает «работать». Существуют другие виды сечения, но в большей части они являются вариациями X-Ring.

    Преимущества сальниковой цепи

    Любое новшество имеет перед собой цель – улучшение использования, то есть по умолчанию должно иметь преимущества перед старыми вариациями. Это утверждение верно и для сальниковой цепи.

    В сальниковой цепи уплотнительные кольца удерживают смазку внутри, что снижает частоту необходимого обслуживания и смазки. Наличие постоянной смазки снижает износ и увеличивает срок службы цепи в 2-3 раза в сравнении с обычной без сальниковой цепью. Наличие уплотнительного кольца снижает степень загрязнения приводной цепи, что также влияет на срок ее службы. Сальниковые цепи позволяют отказаться от защитных кожухов, что облегчает периодичное обслуживание. Сальниковая цепь медленнее растягивается.

    Недостатки сальниковой цепи

    Как любое устройство или механизм, цепи с сальниками не лишены недостатков. Об основном уже упоминалось в статье выше – это трение кольца о пластины. При прочих равных условиях (смазанная чистая бессальниковая цепь и чистая сальниковая цепь) последняя может иметь небольшую потерю КПД (не более 1%).

    Кроме этого, цепь с уплотнительными кольцами (ring, рингами) дороже стандартной цепи. Хотя больший срок службы вполне сопоставим с этой ценой, тем более обслуживать (чистить и смазывать) необходимо реже. В-третьих, считается, что сальниковая цепь имеет больший вес, в сравнении с бессальниковой, так как присутствует дополнительный элемент – кольцо. Однако утверждать это можно только при прочих равных условиях, то есть при одинаковых параметрах цепи, а также, исключая вес заложенной смазки.

    Особенности эксплуатации сальниковой цепи

    Несмотря на явные преимущества цепи с сальниками, в числе которых и меньшая периодичность обслуживания, проводить ее все же необходимо. Почему? Сальник не дает вытекать смазке, которая заложена между валиком и втулкой. Но сделать так относительно втулки и ролика нельзя, так как ролик должен свободно вращаться. По этой причине на мототехнике сальниковая цепь должна обслуживаться с периодичностью примерно каждые 500 километров. В эту процедуру входит: чистка цепи от грязи, смазка ролика, смазка сальника от пересыхания и после чистки.

    Цепи с уплотнительными кольцами можно использовать и без обслуживания, когда оно невозможно, но срок службы сальниковой цепи в этом случае сократится. Однако даже в этом случае он оказывается выше, чем у стандартных цепей без сальников.

    Какую цепь выбрать?

    Выбор цепи, конечно же, зависит от финансовых возможностей: можно периодически покупать дешевые цепи и выкидывать их по истечению ресурса; можно купить дорогую цепь без сальников и систематически обслуживать ее, лелеять, реже использовать. А можно купить сальниковую цепь, которая требует минимального обслуживания.

    Бессальниковые цепи рационально использовать для мотокросса, где необходим максимальный крутящий момент с минимальной потерей мощности по причине трения в цепи. Такие цепи рациональнее обслуживать, мыть, смазывать (дорогие цепи) или менять в случае с дешевыми. Кроме этого, такие цепи подходят для техники с малой кубатурой.

    В подавляющем случае для других видов мотоциклов разумнее будет приобрести цепь O-Ring или даже X-Ring. Такое решение окупится сполна. Сальниковую цепь с O-Ring можно использовать для мотоциклов с объемом двигателя до 750 см³, а с X-Ring рекомендуется для мотоциклов с кубатурой двигателя до 1000 см³.

Популярные цепи
Цепь 60H-1

Цепь тяжелой серии H ISO-606 (ANSI B29.1/ASA) 60H-1

Подробнее о цепи
Цепь LH2088

Пластинчатая цепь LH2088 серии LH стандарта ISO 4347 (DIN 8152)

Подробнее о цепи
Цепь LH2444

Пластинчатая цепь LH2444 серии LH стандарта ISO 4347 (DIN 8152)

Подробнее о цепи
Цепь M160-D-100

Тяговая пластинчатая цепь M160-D-100

Подробнее о цепи