Грузовые цепи
Грузовые цепи – это большая группа разнообразных по конструкции цепей, общее назначение которых подъем грузов или приведение в движение агрегатов с большим весом. То есть грузовые или, как их еще называют, грузоподъемные цепи подвержены высоким разрушающим нагрузкам, что и обусловливает их применение.
Например, приводная цепь тоже может использоваться в аналогичных ситуациях, но для этого необходимо ее взять большего размера с большим шагом, что не всегда удобно в ряде механизмов.
Так как группа грузовых цепей – это группировка по назначению, то конструктивно они могут существенно различаться. Сюда относятся и грузоподъемные круглозвенные цепи, и грузовые пластинчатые цепи. Но их применение существенно различается.
Грузоподъемные круглозвенные цепи применяются в качестве цепных строп для поднятия грузов. В отличие от них грузовые пластинчатые цепи нашли свое применение именно в грузоподъемных механизмах и устройствах, где имеется большая нагрузка.
Грузовые пластинчатые цепи
Отличительной особенностью грузовых пластинчатых цепей является наличие в звене не двух пластин, а большего количества. Именно это позволяет при одинаковых размерах с приводными цепями выдерживать большие нагрузки.
Конструктивно грузовые пластинчатые цепи подразделяются на две группы:
- грузовые пластинчатые цепи с открытыми валиками
- грузовые пластинчатые цепи с закрытыми валиками
В первом случае, в конструкции звена присутствует втулка. От втулочной цепи такая грузовая цепь отличается наличием нескольких парных пластин. В тоже время такая цепь может использоваться со звездочкой и выдерживать большие нагрузки. Эти цепи применяются в цепных передачах возвратно-поступательного движения.
В отличие от первого варианта, во втором случае весь валик грузовой цепи полностью закрыт, что и обуславливает название группы. Количество пластин может быть как парным, так и не парным, а отсутствие втулки облегчает грузовую цепь, сохраняя ту же грузоподъемность и возможность выдерживать разрушающие нагрузки. Грузовые пластинчатые цепи с закрытыми валиками применяются в грузоподъемных механизмах.
Грузовые пластинчатые цепи с закрытыми валиками
Грузовые пластинчатые цепи с закрытыми валиками применяются в различных подъемных механизмах. Например, механизм подъема мачты вилочного погрузчика, механизм выдвижения телескопической стрелы автоподъемника, коленно-мачтовые подъемники и так далее. Применяются такие грузовые цепи и в ряде установок горизонтального бурения (ГНБ), наравне с приводными цепями больших размеров.
Так как валики полностью закрыты, то применение звездочек с цепью невозможно. Работа происходит по-другому. Один конец цепи прикрепляется к тяговому устройству, а второй к «грузу». Сама грузовая цепи пропускается через шкив или блок. При натяжении происходит жесткий контакт цепи со шкивом за счет трения.
Изготавливаются пластинчатые грузовые цепи с закрытыми валиками по стандартам ISO 4347 (международный стандарт), DIN 8152 (немецкий стандарт), ANSI B29.8M (американский стандарт), ГОСТ 23540-79 (российский стандарт). Ряд цепей в разных стандартах совпадают частично, а некоторые стандарты полностью идентичны.
Грузовые цепи по ГОСТ 23540-79
Цепи грузовые пластинчатые с закрытыми валиками в России определены ГОСТ 23540-79. Согласно этому ГОСТ все цепи делят на 6 типов с учетом различных присоединительных элементов и 4 варианта исполнения по количеству применяемых пластин: 2х2, 4х4, 6х6, 8х8.
Грузовые цепи по DIN 8152
Этот стандарт включает две серии: тяжелая серия (LH) и легкая серия (LL). Серии имеют одинаковые шаги, но разные размеры по пластинам и валикам, что определяет и различные разрушающие нагрузки. Данный стандарт не определяет концевые соединения, но имеет больше комбинаций по пластинам: 2х2, 2х3, 3х4, 4х4, 4х6, 6х6, 8х8.
Грузовые цепи по ANSI B29.8M
Цепи по американскому стандарту ANSI B29.8M для грузоподъемных механизмов также имеют две серии: легкую и тяжелую (AL и BL соответственно). Тяжелые серии американского и немецкого стандартов совпадают по размерам, что очень удобно в замене цепей.
Грузоподъемные круглозвенные цепи
Грузоподъемные цепи этого вида применяются в такелажных работах, когда необходимо выдерживать грузы большого веса и габарита, где канатные и текстильные стропы могут не справиться.
К преимуществам этого вида грузовых цепей как строп относятся
- высокая гибкость
- высокая устойчивость к условиям среды, в том числе агрессивным
- возможность работы при высокой температуре
- возможность работать с грузами, которые имеют острые края
- возможность ремонтировать, удаляя дефектные звенья с последующим соединением
- большой срок службы.
Здесь важно заметить, что каждый отдельный пункт преимущества может где-то и уступать другим видам строп, но по совокупности грузовая круглозвенная цепь – лучшее решение для строп. Имеются и недостатки: большой вес и сложность выявления снижения прочности, накопления усталости.